ШКЛОВ
Проект реализован при поддержке CHOICE:
Сultural Heritage - Opportunity for Civic Engagement
Еврейская община появилась в Шклове в 1 половине 17 в., а уже в 1699 г., секретарь австрийского посольства при дворе Петра I Георг Корб отмечал, что шкловские евреи составляли в «городе богатейшее и влиятельнейшее сословие».
Период с конца 18 по начало 20 века стал "золотым" для шкловского еврейства - Шклов стал как центром раввинистической теологической учености, так и центром распространения естественнонаучных знаний и идей Хаскалы (Просвещения).
В 1783 г. в Шклове проживало 1054 еврея (47,2% от всего населения), в начале 19 в. - 1884 еврея (79,1% от всего населения). В 1790 г. была построена большая каменная синагога, существовали также 4 деревянных синагоги и богадельня. В 1783 г. в Шклове была открыта еврейская типография, в начале 19 в. — еще две. В начале 20 в. в Шклове активную деятельность вели еврейские политические партии, существовала талмуд-тора, начальное мужское и частное женское училища.
После октябрьской революции еврейское население города уменьшилось, в основном, из-за оттока молодежи в крупные города. В 1930-х гг. закрылись синагоги, хедеры и ешива. В 1939 г. в Шклове проживало 2132 еврея (26,17% населения).
Большинство шкловских евреев вместе с евреями из других расположенных поблизости деревень и местечек — около трех тысяч человек — были расстреляны нацистами в сентябре 1941 г.
Сейчас евреев в Шклове менее 2 десятков , в основном, старики.
Все евреи - купцы и мудрецы, ремесленники и торговцы, члены кагала и мосеры, хасиды и митнагдаим, нищие и богатые меценаты, революционеры и фабриканты, коммунисты и предприниматели похоронены на старом еврейском кладбище, которое до сих пор местные жители называют Бесхаим (от «Бейс Хаим» - «Дом жизни» на идиш).
Бесхаим располагается на высоком холме. Попасть на него можно по круговой дороге в объезд или пройдя через старинную полуразрушенную лестницу, некогда крытую крышей. В основании стен этого сооружения специалисты обнаружили плинфы - тонкие кирпичи ручной работы 18 века.
Возможно, эта лестница вела в Бейт-тахара ("Дом очищения" на иврите) - специальное предпохоронное помещение. Наше предположение основывается на другом традиционном местном топониме - названии входного комплекса - "Чистилище".
Григорий (Герцль) Калмыков один из организаторов перезахоронения и установки памятника жертвам нацизма на Еврейском кладбище в Шклове.
Сейчас кладбище не огорожено. Говорят, что столбы от ворот на кладбище, что стояли около объездной дороги, сломали немецкие танки, когда в 1941 году пытались проехать в Шклов через территорию бесхаима. Но съехать с крутого склона им не удалось, и разворачиваясь, машины разворотили немало каменных мацев. До сих пор на кладбище видны также следы от солдатских окопов.
Старинных надгробий почти не осталось. По рассказам местных жителей они были использованы в послевоенные годы в качестве строительного материала . Из 130 мацев, оставшихся на кладбище, только 3 надгробия имеют надписи на иврите. Самое старое из них датировано 05.04.1852.
Также мы нашли необычную мацеву с надписью кириллицей на идише 1951 года. Вероятно, в это время уже не осталось в Шклове людей, которые могли бы выбить надпись еврейскими буквами.
На кладбище находятся могилы жертв массового уничтожения евреев Шклова и окрестностей, которых перезахоронили вернувшиеся с фронта и эвакуации родственники и земляки-евреи. На плитах выбиты имена только небольшой части узников шкловского гетто, захороненных на кладбище или в окрестностях Шклова.
Этот обломок надгробной плиты с Шкловского кладбища обнаружен в деревне более чем за 10 км. от кладбища.