Дрибин
Проект реализован при поддержке CHOICE:
Сultural Heritage - Opportunity for Civic Engagement
Еврейская община обосновалась здесь со второй четверти 18 века. В то время Дрибин стал центром имения помещиков Техановецких. К этому же времени можно смело отнести и появление еврейского кладбища.
В конце XIX века евреям принадлежало 108 домов из 250, а также 3 пивоваренных з-да (Айзик Муравин арендовал винокуренный завод местного помещика). В начале XX века в Дрибине имелось уже 5 синагог и частная библиотека Вульфа Гиршвальда. По результатам переписи населения в 1897 в Дрибине проживали — 971 евреев (46,8% от всего населения), в 1908 — 1003 (51,2%).
Яркие и интересные воспоминания о дореволюционном Дрибине оставил его уроженец и очевидец жизни местечка Залман Шифрин, отец знаменитого артиста:
«...В местечке половина, а может быть и больше еврейских семей являлись Рабиновичами и Шифриными. Почти все состояли в родстве между собой. Дрибин был захолустным местечком, чем-то средним между деревней и маленьким городом: не совсем деревня и не совсем город…
Дрибин расположен был в красивом месте – среди лугов и лесов на берегу Прони. Мальчишками, бегая на реку купаться, мы часто смотрели, как по реке сплавляли лес. Окруженное лесами, лугами и полями, отдаленное от железной дороги на 60 верст, наше местечко жило по своим, издавна установившимся законам. 60 процентов населения Дрибина составляли белорусы, русские и поляки, 40 процентов – евреи. Все жители относились к сословию мещан.
В городке было семь училищ, Базарная площадь, церковь, пять небольших синагог. Каждая синагога вела свою летопись, в которую вносились все события из жизни местечка. Неплохая по тем временам больница, действовавшая от земской управы, была построена с помощью ее главного врача Блажевича. Он же явился инициатором образования в местечке сельскохозяйственного кредитного товарищества с пунктом очистки семян. В первые годы Советской власти Блажевич покончил жизнь самоубийством. Не смог он смотреть на то, как душится созданное им с большой любовью, а также слышать угрозы в свой адрес...
Все дома в Дрибине были деревянными и строились обычно на деревянном фундаменте, крыши крылись гонтом – деревянными дощечками, с пазами, подогнанными друг к другу. Большинство домов или хат, как их называли в Беларуси, имели палисадник, в котором росли разнообразные цветы, разве только у захудалого и ленивого хозяина можно было увидеть бурьян. Возле домов пролегали тротуары: хотя и деревянные, они придавали местечку городской вид».
После революции синагоги закрылись, зато появились еврейские сельхозартели «Красное Знамя» и «Культура № 2».
В начале германской оккупации в Дрибине на улице Колхозной было создано гетто – ограниченное место для проживания евреев Дрибина и окрестностей. По данным Национального архива Республики Беларусь об уничтожении еврейского населения на территории Дрибинского района в м. Дрибин 30 сентября 1941 г. было уничтожено 800 евреев.
Когда Дрибин освободили войска Западного фронта, местечко было практически сожжено. Не осталось ни домов, ни синагог, ни производственных строений.Постепенно населенный пункт был отстроен.
По воспоминаниям старожилов, после войны вернулось лишь 8 еврейских семей
.
1965
Постепенно, те немногие дрибинские евреи, что вернулись на родину, умерли, а их потомки переехали в другие города и страны. Кладбище на окраине города посещалось все реже и реже.В 1965 году на месте перезахоранения расстрелянных евреев возведено стандартное надгробие, которое сохранилось до наших дней.
Сейчас на дрибинском еврейском кладбище около 400 надгробий, в основном, от 2-й половины XIX века и до начала нацистской оккупации. Самое старое надгробие относится к 1834 году, последнее установлено в 1960 году. Большая часть надгробий – это камни-валуны с выбитой надписью. В углублениях рельефа букв еще видны следы белой или черной краски, которыми когда-то выделяли надпись. Эпитафии лаконичные. Очень мало фамилий.
Более дорогие гранитные памятники, которые устанавливались, как правило, в начале 20 века, на кладбище отсутствуют. Также встречаются обломки надгробий сделанных из кирпича, бетона и глины.
На отдельном участке кладбища были похороны дети. Есть также участок, где покоятся люди, погибшие насильственной смертью. Ограда не сохранилась, но хорошо просматривается ограждающий ров.
Обломок керамического надгробия девочки по имени Рахель
Вспоминает Мнатобишвили Раиса Григорьевна (Фельдман), 1938 г.р.:
Мы приехали в Дрибин в конце 1944 года, зимой. Возвращались уцелевшие родственники погибших, и каждый хотел найти могилу своих близких. А наша соседка, бабушка Ходоня видела, как евреев расстреливали. Она говорила, что 2 недели земля дышала. Две недели полицаи никого к этой могиле не подпускали. Она это место показала.
Я сама видела, как раскапывали яму родственники погибших. Местные жители там тоже стояли рядом. Думаю, что это было летом 1945. Видимо детей последними расстреляли. Земли сверху совсем капля была. Я сама видела, как прямо штабелями лежат дети. Девочка лежала. Один ботинок есть. Второго - нет. Платьице еще целенькое. Лежал мальчик с оторванной рукой. От ужаса я отворачивалась. Родственники тех, кто был сверху, кого узнали, перезахоронили. Остальных трогать тогда не стали. Там были и мамины племянники Зевелевы. Мои бабушки и дедушки – родители и мамы, и папы. Я помню, как кричали, чтобы дали им спокойно лежать и не тревожили их души.