Чаусы
Проект реализован при поддержке CHOICE:
Сultural Heritage - Opportunity for Civic Engagement
В Чаусах евреи поселились не позднее 17 века. По энциклопедическим данным, известно, что в эпоху Речи Посполитой местечко Мстиславского воеводства, во время Польско-Русской войны, 1654 г. многие евреи попали в плен к русским и умерли на чужбине. Оставшиеся после этих евреев земли были конфискованы магистратом. Магистрат тогда же стал привлекать евреев к городской юрисдикции по магдебургскому праву.
Виленский каштелян Михаил Пац предписал, однако (в 1667 г.), магистрату вернуть евреям земли погибших собратьев. Король Михаил Вишневецкий подтвердил как это распоряжение Паца, так и его привилегию в пользу евреев от 20 декабря 1667 г. В силу этой грамоты евреи не могут привлекаться к городской юрисдикции и свободны от участия в податях и повинностях, которые будут налагаться на мещан. Король разрешил евреям приобретать земли и дома, заниматься беспрепятственно торговлей, винным промыслом; синагога может быть построена на любом «плаце», но она не должна походить на католическую церковь. Привилегия эта, содержавшая еще другие льготы, подтверждалась неоднократно последующими королями, в последний раз Августом III,в 1739 г. в Чаусах жили 283 еврея.
Из ученых и раввинов в Чаусах энциклопедия упоминает р. Моисея Хефеца и р. Калмана Чаусского. Последний отличался подвижнической жизнью и почитался, как "святой".
Позднее Чаусы становятся уездным городом. По окладным книгам 1787 года в Чаусах христиан купцов 5, евреев купцов - 82, христиан-мещан 732, 1361. По ревизии 1847 г.. в «Чаусовском» «еврейском обществе» состояло 2807 душ;
В городе перед войной проживало около 5000 человек, из них около 2000 – евреи. По воспоминаниям, в начале оккупации в июле 1941 в город дважды приезжали карательные отряды. Во время первого расстрела были убиты 4 коммуниста и 51 еврей (в основном, мужчины). В августе 1941 г. евреев Чаус и окрестностей, не сумевших эвакуироваться, согнали в гетто – в жилые дома района Козинки. 16 августа 1941 г., под видом переселения в другую местность, под охраной 26 немецких солдат и 15 местных полицейских узников гетто выгнали в урочище Дрануха на берегу реки Проня в 3-х километрах от города и расстреляли из станковых пулеметов. Во время второго расстрела было убито 624 человека.
Останки погибших на деньги, собранные родственниками из Чаус, Могилева, Москвы, Ленинграда, Витебска, Одессы, в 1952-1953 гг. перезахоронили на еврейском кладбище. На месте захоронения установлен памятник, который находится под опекой местного коммунхоза.
Первый памятник погибшим во время войны евреям установил уроженец Чаус Синицын Исай Аронович, некогда учившийся в Чаусской хасидской ешиве, житель Баку, освободившийся после смерти Сталина из заключения. 6 июля 1958 года он установил гранитное надгробие в виде «охеля» на месте перезахоронения расстрелянных евреев Чаус. 127 мешков еврейских костей, собранных на мест расстрела, были закопаны около старой могилы местного равина, возможно Калмана Чаусского. В 1965 году на этом месте возведено новое стандартное надгробие, которое сохранилось до наших дней.
Еврейское кладбище находится на холме на окраине города возле автомобильной трассы. Кладбище, к сожалению, уже лишилось большей части надгробий, заросло травой и кустарниками. Еще имеются следы рва и части полуразрушенной старинной каменной ограды. Несколько десятков полированных гранитных надгробий свалены на краю кладбища.
В июле 2016 года мы обнаружили всего 73 надгробия от с датировкой от 1895 до 2002 года.
Каталогизация кладбища вызвала интерес к нему со стороны иностранных туристов и местных властей, заинтересованных в развитии "ностальгического туризма". Кладбище было очищено и мы смогли найти и внести в каталог еще 23 надгробия.
На кладбище мы обнаружили могилу Наноха Израиля Дониловича, (1899-1985) - фотография №27 - вполне возможно родственника одного из самых известных актеров США, писателя и общественного деятеля Кирка Дугласа (Исера Даниловича), отец которого был также уроженцем Чаус. Косвенное подтверждение этому то, что Исер и Израиль - варианты одного имени на идише и иврите. А как известно, в еврейских семьях было принято давать детям имена умерших предков.
По словам троюродного брата Керка Дугласа Михаила Исааковича Даниловича, в семье отца Керка Дугласа Гершеля было 12 сыновей. 10 из них, эмигрировали в США. Аарон, дед Михаила остался в Советском Союзе. В 1932 году вернулся их брат Абрам, который хотел забрать свою семью в Америку, но его обратно не выпустили. Он похоронен на старинном кладбище в Чаусах в семейном склепе. Склеп, выстоявший во время немецкой оккупации города, сейчас разрушен. Вандалы растащили гранитные плиты на продажу.
В 90-е гг. ХХ век почти двухметровая ограда кладбища была разрушена.
Из воспоминаний К. В. Киршенбаума (2017):
Рядом с кладбищем стоял небольшой деревянный дом смотрителя. Он передавался по наследству. Может 100 лет, может больше. Так мне мама рассказывала. Смотритель был русский. Когда старик умер, дети его захотели жить в другом месте. За кладбищем некому стало присматривать. Мы с отцом и его друзьями и другими местными евреями приходили на кладбище, убирали, подкрашивали.
Ломал забор кладбища коммунхоз в 90-е гг. Машины подгоняли и ломали. Видимо лом этот шел, как «бут» под строительство какое-то. Машины подгонять было удобно. Тогда сказали, что сделают металлическую ограду на все кладбище. Сделали только метра два сбоку и впереди. Так сказать, облагородили впереди. Теперь уже той ограды нет.
Из письма Марка Бакунина (2003 год)
Отец Илья Моисеевич Бакунин родом из Чаус, мать Лиза Марковна родом из Черикова. Единственный документ, которым я располагаю, это письмо моему отцу от одного из инициаторов и исполнителей увековечения памяти чаусских евреев, убитых фашистами в октябре 41-го. Родственники этих несчастных, жившие в разных городах, сумели построить в Чаусах памятник.
В письме от 13-го сентября 1959 года ленинградец Зверев сообщал моему отцу, внесшему деньги на это святое дело, что 30-го июня 1959-го года "памятник, изготовленный из розового гранита Ленинградским каменно-обрабатывающим заводом, установлен на братской могиле на старинном Чаусском кладбище, где покоятся наши предки. Посылаем Вам снимок памятника, на котором выгравированы слова на еврейском и русском языках". И еще: "Сообщаю вам основные даты: 1)Зверски расстреляны и замучены наши родные и друзья чаусские мирные граждане 9 октября 1941г.
2)Произведены раскопки и перевезены на кладбище еврейское в 1948 г. и похоронены в братской могиле.
От бакинских земляков т. Синицын К.А. От чаусских земляков Ленинграда т. Самаров А.С., который выполнил самую тяжелую работу." Не знаю, есть ли сегодня хоть один еврей в Чаусах. И в каком состоянии памятник.