Исследователи Холодной синагоги
ИССЛЕДОВАТЕЛИ «ХОЛОДНОЙ СИНАГОГИ»
Сохранились снимки могилевской синагоги одного из участников этнографических экспедиций, тогда начинающего фотографа, а впоследствии известного художника, графика, этнографа, представителя «Еврейского ренессанса» («Еврейского возрождения») и модерна. Соломона Борисовича Юдовина (1892-1954), племянника Ан-ского.
Фотоархив экспедиций Ан-ского, практически полностью созданный Юдовиным, насчитывал около 1500 фотографий. Вначале он хранился в Музее Петербургского еврейского историко-этнографического общества, а после его хаотичной ликвидации фотоколлекция частью пропала, а частью была рассеяна.
Сам Юдовин, будучи главным хранителем музея, сумел сберечь у себя сколько-то фотографий. Часть из них он передал в Российский этнографический музей, а часть была продана его наследниками в различные собрания. Сейчас наибольшая часть из сохранившегося (320 фотографий) находится в фондах Центра «Петербургская иудаика». Какая-то часть экспедиционного фотоархива после смерти Юдовина в 1954 году попала к Н. Альтману, затем к театральному художнику Александру Пастернаку, который в начале 90-х гг. передал их Валерию Дымшицу — знатоку еврейской истории и культуры.
РахельВишницер-БернштейнRachel Wischnitzer-Bernstein
(1885-1989)ученый-искусствовед, писатель, педагог, историк еврейского искусства. Автор первой публикации о синагоге на Школище. Работа Вишницер, опубликованная в 1914 году в 11-м томе «Истории еврейского народа» с фотографиями и художественным описанием, привлекла внимание исследователей к синагоге в Могилеве.
Лазарь Маркович (Мордухович) Лисицкий (1890—1941) — советский художник и архитектор, также широко известный как «Эль Лисицкий».
Вместе с другом и коллегой Иссахаром Рыбаком совершил поездку по ряду городов и местечек белорусского Поднепровья и Литвы с целью выявления и фиксации памятников еврейской старины. Фрагменты
росписей Могилевской синагоги, скопированных художником Элем Лисицким были опубликованы в 1923 году в издававшемся в Берлине на иврите и идиш журнале «Римон-Милгройм». Свои рисунки художник сопроводил статьей «Воспоминания о Могилевской синагоге». В 1918 году одним из первых указов Советской власти синагога была признана охраняемым памятником старины, а в 1938 году последней в Могилеве была закрыта для молений и разобрана. Изображения росписей остались лишь на фотоснимках Соломона Юдовина, рисунках Иссахара Рыбака и Эля Лисицкого.
«Воспоминания о Могилевской синагоге»
Эль Лисицкий
«Это было поистине нечто особенное, подобно тому удивлению (из тех, что я испытывал), что охватило меня когда я впервые посещал Римскую базилику, готическую часовню, барочную церковь в Германии, Франции и Италии. Это как та детская кроватка с изящно вышитым покрывалом, бабочками и птицами, в которой внезапно просыпается принц – в окружении брызг солнца. Так ощутили мы себя внутри синагоги.
Стены выложены из дубовых бревен. Над ними потолок - как шатер из дерева. Все скрепы досок и бревен видны на поверхности – никакого обмана, никаких иллюзий... Интерьер синагоги расписан от высоты спинок скамеек вверх, вдоль стен, до самой верхушки купола. Синагога, прямоугольная в плане на уровне пола, увенчана восьмиугольным куполом, имеющим вид шатра... Треугольной формы паруса создают переход от четырех- к восьмиугольнику. Росписи на потолке расположены с поразительным чувством композиции. Иногда все это являет собой полную противоположность примитивизму, скорее - плод вековой культуры. Откуда это пришло? Сегал, мастер своего дела, с вдохновением пишет о себе: «...долго я ходил по свету...». Говорят, что он расписал и другие синагоги: в Могилеве, Капустянах [видимо, как мы увидим дальше, в Копыси] и Долгинове (называют также и другие города). Утверждают, что когда он закончил свою работу в Могилевской синагоге, то упал с лесов и умер. Эту легенду рассказывают, с небольшими отклонениями, в каждом из этих городов.
…Эта история отражает то уважение, которым пользовался художник. Его творение было столь велико, что дальнейшая жизнь только бы опорочила бы его. После окончания работы его душе больше незачем было оставаться в теле.
Центральная часть всей композиции этого строения - купол. На западной стороне над входом расположены гигантские львы, а под ними – павлины. Львы держат два картуша с надписями, причем в одной из них мастер оставил память о себе. На треугольных северной и южной гранях шатра расположены, в форме фриза, подводные и наземные хищники с добычей. Сверху, в небе, рассыпаны звезды в виде цветов. В воде - птица хватает рыбу. На земле – лиса несет в зубах птицу. Медведь лезет на дерево в поисках меда. Птицы держат в клювах змей. Летящие и бегущие фигуры животных в действительности похожи на людей. Сквозь маски зверей и птиц смотрят человеческие глаза. Это – замечательная черта еврейского народного искусства. Разве не узнаваемо лицо раввина в изображении льва среди знаков Зодиака из росписи могилевской синагоги?
Над фризом возникает широкий, совершенно линейный орнамент, охватывающий кольцом весь потолок. Далее, сверху – орнамент восточного типа, исполненный, подобно мавританскому, посредством сложного переплетения разветвляющихся полос. Этот мотив использовали Леонардо да Винчи и его школа. В Милане, в Кастелло, я видел комнату, потолок которой был украшен подобным ленточным орнаментом, создание которого приписывают Леонардо.
Еще выше расположена полоса из 12 знаков Зодиака вписанных в медальоны. Знаки Зодиака необычны, некоторые очень лаконичны и выразительны. Стрелец, например, представлен изображением руки с луком, и руки, натягивающей тетиву. Эта рука, по Библии, – сильная, карающая рука Господа. В самом центре шатра – венчающий все трехглавый орел, смесь польского и русского орлов.
На восточной стороне над Ковчегом со свитками Торы – снова львы, но здесь они держат Скрижали Завета. Свисающие с них птицы охватывают Ковчег. По сторонам его – две панорамы. Слева, на северной стене, – город Вормс, изображенный в когтях дракона, выглядит прóклятым, а также Древо жизни. На другой, северо-западной стороне – Иерусалим и Древо познания.
На треугольном парусе между стеной и куполом, на северо-западной стороне, изображен сказочный дикий бык. На северо-восточной – козел; на третьем парусе на юго-востоке, – рыба-Левиафан; на четвертой, на юго-западе, – слон с седлом на спине.
На стенах изображены таблички с надписями, священные предметы из храма царя Соломона, орнаменты, различные животные.
Богатство художественных форм кажется неистощимым. Можно видеть, как все это льется, как из рога изобилия, как рука виртуоза не устает и не задерживает быстрого течения мыслей. На боковой стороне Ковчега я обнаружил начальный набросок кистью, «контуры» всей картины, которые служили основой для дальнейшей разработки в цвете. Этот эскиз на стене набросал мастер с замечательной дисциплиной, чья кисть полностью подчинена его воле. Палитра - янтарно-жемчужная с кирпично-красными лучами. Роспись невозможно охватить; она живет и движется вследствие присущего ей специфического свечения.
Окна на всех 4-х стенах, расположены предельно высоко. Солнце, перемещаясь по кругу, с каждым часом меняет характер освещения, создавая на стенах и особенно на покатых частях потолка различные световые эффекты. Таким образом, все творение погружено в непрерывную игру света: краски, при всей их прозрачности, очень плотные: от самых «тяжелых» тонов - охры, свинцовых белил, киновари и зеленого, до «легчайших» – голубого и фиолетового
ИССЛЕДОВАТЕЛИ «ХОЛОДНОЙ СИНАГОГИ»
Иссахар Бер Рыбак (1897 - 1935) - русско-французский живописец, график, керамист.
Учился в Киевском художественном училище (1911–1916), затем несколько лет жил в Москве. Поначалу принял революцию 1917 г. В 1918–19 гг. создавал плакаты, оформлял революционные праздники. Работа в области декоративной живописи сочеталась с опытами в станковой.
В 1921 г. Рыбак выехал в Берлин, где вошел в объединение левых художников, так называемую ноябрьскую группу, участвовал в ее выставках, а также в выставках берлинского Сецессиона. В 1925 г. вернулся в Москву, где создавал театрально-декорационные работы.
Музей Рыбака — Бет-Рибак был открыт в Израиле в в Бат-Яме, открыт в 1962 г.
Главное место в творчестве Рыбака занимает еврейская тема, чем он близок к М. Шагалу, но его искусство больше связано с житейской обыденностью, конкретной повседневностью.
Рыбак опубликовал несколько альбомов графики, в которых отобразил жизнь в хасидских (местечках Украины («Штетл», литографии, 1923; «Еврейские типы Украины», 1924; «Тени прошлого», 1932). Впечатления от изменений в жизни евреев, наступивших после революции, нашли отражение в цикле «На еврейских полях Украины» (1926).
Эскизу росписи синагоги Рыбака посвящена статья Рут Аптер-Габриэль «Рисунок выходит на свет: потолок Могилевской синагоги с рисунка Рыбака», и который она называет «первым и единственным в своем роде, дающим представление сюжета потолка прославленной могилевской синагоги в целом и живое свидетельство поисков модернистского еврейского искусства в России во времена революции.
Рут Аптер-Габриэль отмечает, что, несмотря на эскизность рисунка Рыбака, он является бесценным визуальным дополнением к тексту Э.Лисицкого. В принципе без труда можно идентифицировать многие детали из описания Э.Лисицкого, такие как Ковчег, львы, знаки зодиака или древо жизни. Более того, рисунок Рыбака не только легко сравнивается с описанием Лисицкого, но и заполняет неизвестные части сюжета.