Школище. Могилев
Статья про выставку с фотографиями, посвященными Могилёвскому "Школищу"
В еврейских районах Восточной Европы "школами" назывались синагоги, в которых часто располагались начальные школы для мальчиков – «хедеры». Могилевское "Школище" изначально и возникло как еврейское поселение за пределами средневекового города.
Документально подтвержденное существование Могилева начинается с 1267 года, но евреи поселились здесь позже, в 16 веке. Первое еврейское имя, упоминаемое в письменных источниках в связи с Могилевом – мытник (сборщик налоговых пошлин) Михель Юзефович из Берестья (Бреста). В 1522 г. ему были переданы королем в аренду могилевские корчмы, воскобойня и весовой сбор.
В 1577 году город Могилев получил от короля Речи Посполитой Стефана Батория Магдебургское право. Тогда здесь стали бурно развиваться ремесло и торговля, натуральное хозяйство земледельцев и рыболовов сменялось цеховым ремеслом и организованной торговлей, а княжеские поборы – сложной системой откупов и налогов. К этому времени в Могилеве формируется еврейская община, состоящая, в первую очередь, из семей торговцев, ремесленников, откупщиков налогов и ростовщиков.
Конкуренция в торговле между еврейскими и христианскими предпринимателями оказывала существенное влияние на городскую жизнь. Грамотами польского короля Сигизмунда III, его сына Владислава IV и последующих правителей Речи Посполитой до середины XVII в. евреев периодически выселяли за пределы огороженного города на специально отведенные им земли на берегу Днепра. В одной из таких грамот - «Привилегии Сигизмунда III» (1626), где король требует выселить евреев за городской вал, указывается и конкретное место – район возле молитвенной школы около Днепра. Тогда этот квартал получил название «Жидовское Школище» или просто «Школище».
В середине 18 века в районе Школища открылась могилевская ешива – высшее религиозное мужское учебное заведение. Самой известной могилевской синагогой является деревянная «Холодная Синагога» на Школище. «Холодными» назывались синагоги потому, что они не отапливались в зимний период. Здание холодной синагоги было построено в 1680-х г.г., в 1745 году она была расписана художником из Слуцка Хаимом бен Ицхаком Халеви Сегалом.
В начале XX века эти росписи получили мировую известность. В 1918 г. одним из первых указов советской власти синагога была признана памятником старины и поставлена под охрану государства, а в 1938г. последней в Могилеве была закрыта для молений и разобрана по бревнышку.
В Могилеве, как и во всей Беларуси, много веков сравнительно мирно уживались православные, католики, протестанты и евреи. К началу ХХ в. на Школище, в пределах нескольких сот метров, находились несколько синагог и молитвенных домов, (в том числе хасидский молитвенный дом «Любавичский», синагоги «Зризек» и «Веескинд» (или «Весекинд»), бернардинский костел Святого Ануфрия и Покровская православная церковь.
26 июля 1941 года Могилев был оккупирован войсками нацистской Германии. Территория Школища (улицы Гоголя, улиц Большой и Малой Гражданской с прилегающими переулками) была отведена немецкими властями под гетто. Отсюда в другие районы была выселена часть «русских» семей. Однако, уже 27 сентября 1941 г. по городскому управлению города Могилева вышел приказ, по которому еврейское гетто было перенесено в район Левой и Правой Дубровенки.
Весной 1944 г. комендант укрепленного пункта Могилев генерал-майор Готфрид фон Эрдманнсдорфф приказал выселить всех из района Школища и Подниколья, взорвать все строения, чтобы создать свободную зону обстрела для артиллерии.
Сейчас в районе Школища сохранилось лишь несколько старых кирпичных домов. В том числе здание кирпичной синагоги на ул. Гражданской, в недавнем прошлом являвшееся собственностью могилевского «Водоканала». Это небольшой полуразрушенный дом, постройка которого относится к 19 в.